Время работы: Пн. - Сб. 09:00 - 18:00
 Тахограф на стыке закона и техники

Тахограф на стыке закона и техники

КАК ТАХОГРАФ ПОПАДАЕТ В СОСТАВ АВТОМОБИЛЯ? КАК АВТОМОБИЛЬ ПРИНИМАЕТ ТАХОГРАФ? КАК АВТОМОБИЛЬ И ТАХОГРАФ РАБОТАЮТ СОВМЕСТНО И НЕ МЕШАЮТ ДРУГ ДРУГУ?

На эти вопросы есть юридический ответ: требования, предъявляемые к тахографу как к компоненту транспортного средства, выполнение которых дает возможность тахографу появиться в составе автомобиля, изложены в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» – ТР ТС 018/2011.

Кроме этого, есть и технически ответ: тахограф должен быть предусмотрен в конструкции транспортного средства. А именно – разработчик автомобиля должен согласовать выходные сигналы тахографа с входными сигналами блока управления автомобиля, далее – провести испытания на совместимость по сигналам, взаимовлияние электронных блоков, электромагнитную совместимость, работу в штатных и внештатных ситуациях, ресурсные и полевые испытания, испытания в агрессивных средах и при температурных колебаниях. После этого в конструкторскую документацию вносится конкретная модель тахографа, допущенная со стороны производителя транспортного средства, – и это тоже требование ТР ТС 018/2011.

Нарушение положений ТР ТС 018/2011 – это безусловный запрет на эксплуатацию автомобиля, предусмотренный самим регламентом, а регламент имеет прямое действие на территории Российской Федерации и, следовательно, обязателен к исполнению всеми, кому он предписан.

Чтобы тахограф был признан в качестве юридического прибора в составе автомобиля, производитель должен пройти процедуры согласования модели тахографа в составе автомобиля. Это обязательная процедура, без которой тахограф не может быть признан «тахографом» с юридической точки зрения. Это связано с тем, что тахограф находится в цепочке передачи данных, которая напрямую оказывает влияние на безопасность автомобиля в целом.

Как тахографы производства VDO появляются в составе автомобиля? Инженеры VDO имеют громадный опыт разработки и внедрения электронных компонентов автомобиля, поэтому согласование интерфейса между тахографом и автомобильной электроникой не составляет для них труда. VDO давно и успешно сотрудничает со всеми автомобильными заводами как в Европе, так и в России.

Трудно найти водителя-профессионала, который не был бы знаком с продукцией VDO в области автомобильной электроники и с тахографами VDO DTCO 1381 и 3283, в частности.

Как же тахограф совмещается с автомобилем?

Начинается процесс с обмена техническими заданиями между разработчиками тахографа VDO и конструкторами автомобиля с описания всех требований к электронным интерфейсам автомобиля. После получения исходных данных разработчики VDO проводят расчетное моделирование выходных сигналов тахографа. Далее готовится макетное моделирование и создание прототипа тахографа VDO в модификации под конкретный автомобиль.

Прототип устанавливается в моделирующий стенд автомобиля. Затем проводится всестороннее тестирование, как в штатных, так и во внештатных, в том числе экстренных и аварийных ситуациях. Такое тестирование призвано проверить работоспособность шины передачи данных и корректность передачи сигналов для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля, что особенно важно в случае возникновения непредвиденных ситуаций на дороге. Без подобного тестирования обойтись нельзя, поскольку расчетный метод не дает исчерпывающей информации, необходимой конструктору автомобиля. Эта работа проводится на заводах – изготовителях транспортных средств и занимает очень много времени, но по ее результатам конструкторы автомобиля дают разрешение на продолжение разработки модели тахографа, и начинается следующий этап разработки.

Готовится рабочий вариант тахографа с номером версии специально для конкретного производителя (или несколько версий, в зависимости от потребностей конструкторов автомобиля). Эти тахографы начинают проходить ресурсные и полевые испытания, которые могут длиться от шести месяцев до года и более. Параллельно проводятся испытания на полигоне в экстренных и аварийных ситуациях. Если все испытания прошли успешно – то готовится конструкторская документация, которая предусматривает схему установки конкретной модификации тахографа VDO, и проводится сертификация транспортного средства в составе с этой модификацией.

К примеру, такую процедуру прошла модель VDO DTCO 3283 для завода КамАЗ – это модификация 3283.4210001007, а для российского завода Volvo это модификации: 3283.1210001008b, 3283.1210001009b, 3283.1210001010b, 3283.4210001008b, 3283.2210001001b, 3283.2210001002b (этот перечень соответствует конкретным автомобилям из модельного ряда Volvo). При этом не допускается даже замена модификации между моделями автомобиля Volvo, не говоря уже о замене модели на модель, не предусмотренную заводской документацией. Например, для Volvo ТЕА2+ для опасных грузов разрешено устанавливать только 3283.4210001008b и никакую другую модификацию из приведенного выше списка!

Вот таким образом проходит процедура одобрения модели тахографа заводом – изготовителем транспортного средства, в результате которой соблюдаются все требования технического регламента ТР ТС 018/2011, относящиеся к обеспечению безопасности автомобиля. Аналогичным образом одобряются модели датчиков и кабеля, что также предусмотрено ТР ТС 018/2011.

Приведем пример грубейшего нарушения требований по безопасности автомобиля, которое очень часто встречается по вине низкого профессионального уровня подготовки тахографических мастерских. Это игнорирование заводского требования по выбору конкретной модели датчика, например для автобусов производства HIGER и YUTONG, в конструкции которых применяется электромагнитный ретардер типа «Тельма».

На фотографиях приведены два датчика, которые конструктивно по установочным размерам не отличаются друг от друга, что дает возможность мастеру поставить любой из них в автомобиль, и при этом при штатной эксплуатации все будет функционировать одинаково. Но если ситуация потребует экстренного торможения, то сработает только датчик с «розовым» разъемом, который был разработан специально для этих автомобилей. В случае установки датчика с «белым» разъемом автомобиль потеряет до 60% тормозного усилия. А теперь представьте, что может быть именно эти 60% и предотвратили бы аварию! Вот к чему может привести игнорирование требований конструкторов автомобиля.

Аналогичное непредсказуемое поведение автомобиля может случиться, когда в шину CAN автомобиля передается некорректная информация либо информация недостоверна по причине нарушения формата передачи данных между тахографом и другими потребителями шины CAN автомобиля. Такое зачастую случается, когда производитель тахографа не проходил процедуру одобрения завода – изготовителя транспортного средства. Моделирование подобных ситуаций проводилось, при этом было определено, что в современном автомобиле информация тахографа из CAN шины комбинации приборов посредством «моста» передается в CAN шину управления двигателем и коробки передач, что при определенном стечении обстоятельств может привести к выходу из строя двигателя. Это еще один пример последствий, к которым может привести нарушение требований ТР ТС 018/2011 об обязательном внесении модели тахографа в конструкторскую документацию на автомобиль.

Чтобы у перевозчика не возникло никаких неприятностей с автомобилем или тахографом, инженеры VDO проработали конструкцию со всеми заводами – производителями, что позволило получить одобрение практически всех заводов – производителей транспортных средств. Кроме того, тахографы VDO DTCO 1381 и 3283 полностью соответствуют требованиям ТР ТС 018/2011.

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *