Время работы: Пн. - Сб. 09:00 - 18:00
 Тахограф де-факто и де-юре

Тахограф де-факто и де-юре

Предложения по изменению нормативной базы в части осуществления государственного контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителей с применением тахографов.

Тахограф предназначен для выполнения функции государственного контроля за соблюдением режимов труда и отдыха водителями транспортных средств — это предусмотрено Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». Однако нормативные требования, действующие на текущий момент, не позволяют осуществлять государственный контроль за применением тахографов в полном объеме, в том числе контролировать режимы труда и отдыха водителей

по следующим причинам:

Тахограф не отнесен к приборам, участвующим в системе государственного контроля.

Проблема заключается в области регулирования. Сегодня контроль режимов труда и отдыха отнесен к системе госконтроля, а сам прибор контроля — тахограф — к ней не отнесен. Это основная юридическая проблема. То есть необходимо прямое отнесение тахографа к приборам, участвующим в системе государственного контроля.

В настоящее время требования к тахографу определяются на основании Федерального закона «О техническом регулировании», Технического регламента Таможенного
союза «О безопасности колесных транспортных средств», федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об обеспечении единства измерений», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Необходимо внести соответствующие поправки, прямо определяющие, что для государственного контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха используется информация, зарегистрированная тахографом.

Невозможно применять данные, находящиеся в памяти тахографа, в процедурах государственного контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований, предусмотренных в области соблюдения режимов труда и отдыха.

Статьей 11.23 КоАП предусматривается административная ответственность за нарушение водителями транспортных средств установленных режимов труда и отдыха. Но для вынесения решения о привлечении к административной ответственности должностному лицу органов полиции необходимо основываться на достоверных измеренных физических величинах: времени, пробеге и скорости, на основании которых он принимает решение о совершенном правонарушении. В настоящее время тахограф обеспечивает непрерывную некорректируемую регистрацию информации, но источники этой информации не являются средствами измерений, как и сам тахограф. Поступающая из тахографа информация должна быть не только подписана квалифицированной электронной подписью, что обеспечивает ее юридическую значимость, но и сам тахограф должен быть средством измерения, формирующим эту информацию для целей государственного контроля.

Решить проблему поможет отнесение тахографа к средствам измерения, применяемым в системе государственного контроля, и внесение его в перечень средств измерения,подлежащих обязательной процедуре сертификации на утверждение типа средства измерения. Соответствующие нормативные требования предусмотрены Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедуры подтверждения соответствия тахографа по функциональным требованиям отсутствуют.

Тахографы должны обеспечивать реализацию функции и технических требований, предусмотренных нормативными правовыми актами. Соответствие моделей тахографов установленным требованиям должно быть подтверждено независимой организацией, аттестованной соответствующим образом. Это обусловлено тем, что данные из памяти тахографа используются в процедурах государственного контроля. На текущий момент производители тахографов не несут ответственности за нарушение функциональных и технических требований законодательства при производстве моделей тахографов. Однако инспектор, осуществляя государственный контроль, должен быть уверен, что на транспортном средстве установлен тахограф, а не прибор, его копирующий, но не являющийся тахографом по своим свойствам и функциям. Следовательно, необходимо законодательно предусмотреть обязательную процедуру прохождения функциональной сертификации тахографа, определить требования к процедурам функциональной сертификации, а также к организациям, допущенным к проведению процедур сертификации, и порядок их аттестации.

Указанные нормативные требования основаны на федеральных законах «О Техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О безопасности дорожного движения» и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствует нормативное правовое регулирование процедуры технического обеспечения установки, обслуживания и ремонта тахографов, а также их периодической проверки на соответствие установленным требованиям в процессе эксплуатации транспортного средства.

Мастерские обязаны выполнять настройку тахографа таким образом, чтобы его показания были юридически достоверными и основанными в том числе на конкретных физических параметрах транспортного средства.Кроме того, в процессе эксплуатации и с определенной периодичностью необходимо проверять соответствие тахографа всем требованиям законодательства и правильность его настройки на параметры конкретного транспортного средства. В настоящее время законодательно не определена и не закреплена обязанность мастерской нести ответственность за процедуры установки, калибровки и технического обслуживания тахографов, что приводит к всевозможным манипуляциям с тахографами на уровне мастерской.

Для решения этой проблемы необходимо определить и законодательно утвердить права и обязанности мастерской, а также ответственность мастерских за возможные нарушения при выполнении работ по установке, калибровке и техническому обслуживанию тахографов.

Указанные нормативные требования основаны на федеральных законах «О Техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О безопасности дорожного движения» и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принятие предлагаемых законодательных решений позволит в полном объеме и эффективно осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением режимов труда и отдыха водителей. В этом случае тахограф действительно станет контрольным устройством, позволяющим инспектору получать доказательную базу на основе данных из памяти тахографа для того, чтобы обосновано применять меры ответственности засовершенные водителями нарушения режимов труда и отдыха. А на российских дорогах станет значительно безопаснее.

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *