Время работы: Пн. - Сб. 09:00 - 18:00
 Тахографическая деятельность на территории РФ. Что необходимо знать о тахографе

Тахографическая деятельность на территории РФ. Что необходимо знать о тахографе

Цифровой тахограф – регистрирующий прибор в составе транспортного средства, предназначенный для контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителей, обеспечивающий постоянную, достоверную и некорректируемую регистрацию информации  о скорости  и пробегеавтомобиля.

Файл с данными из памяти и распечатка тахографа являются юридическими документами.

Согласно требованиям Приказа Министерства  Транспорта РФ № 36 от 13.02.2013. в тахографах применяется средство криптографической защиты информации (СКЗИ).

Основная задача тахографа – обеспечить постоянное, достоверное измерение и регистрацию  информации о режимах труда и отдыха водителей, скорости и пробеге автотранспортного средства, обеспечить сохранность и некорректируемость файла с данными  в памяти тахографа, обеспечить выдачу информации в виде юридически значимого документа, защищенного от несанкционированного внесения изменений.

Тахографическая деятельность на территории РФ регламентируется законодательством, а главным критерием выбора модели тахографа является полное соответствие нормативно-правовым актам, действующим на текущий период времени. Данный критерий выбора для перевозчика неочевиден:  логично думать, что прибор, который называется тахографом  и  продается на российском рынке, по определению должен соответствовать всем требованиям законодательства. Но, к сожалению, это далеко не так. Поэтому перевозчик должен со всей внимательностью и ответственностью подходить к покупке тахографа.

Данный  критерий  выбора  для  перевозчика  неочевиден:  логично  думать,  что  прибор, который  называется  тахографом  и  продается  на  российском  рынке,  по  определению  должен соответствовать всем требованиям законодательства. Но, к сожалению, это далеко не так. Поэтому перевозчик должен со всей внимательностью и ответственностью подходить к покупке тахографа.

******************

В  России  отрасль  цифровой  тахографии  еще  совсем  молода,  она  только  развивается  и терпит различные преобразования. Важно понимать, что единого документа, регламентирующего тахографическую  деятельность,  еще  нет,  а  законодательные  требования  часто  формируются  по совокупности нормативных актов. В связи с этой ситуацией многие тахографы, легитимные в определенный период времени,  стали  недействительными с выходом новых законодательных требований и нормативных актов. Однако они продолжают выпускаться и устанавливаться в транспортные средства. Почему? Потому что ответственность за эксплуатацию недействительного тахографа в составе автомобиля лежит на владельце  транспортного средства. Производитель  в данном случае  ответственности не несет. К сожалению,  недобросовестные  компании-производители  часто  используют  это  в  своих экономических  интересах,  и,  зная  о  неосведомленности  в  законодательных  требованиях перевозчика, продают то, что им выгодно, а не то, что перевозчику нужно. Для того, чтобы определить, какой прибор является тахографом, а какой –  только носит его название, для начала  нужно разобраться в структуре законодательных требований и нормативно-правовых актов Российской Федерации, применяемых к тахографам.

рис.1
Структура нормативно-правовых актов РФ
в части законодательных требований к тахографам

На Рис.1 представлены нормативные акты и связи, показанные в виде направления стрелок влияния: от документа, имеющего наибольший юридический статус, к подчиненному.

Преимущественное  юридическое  значение имеет  международный законодательный  акт: Технический регламент Таможенного союза  «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Требования ТР ТС 018/2011 действуют на всей территории РФ и являются строго обязательными для исполнения. Нарушение требований регламента – это причина для снятия автомобиля с эксплуатации!

Требования  Технического  регламента  касаются  вопросов  обеспечения  безопасности колесных  транспортных  средств.  В  этом  документе  обозначены  требования  к  компонентам  транспортного средства, в том числе и тахографу, выполнение которых обеспечивает безопасность эксплуатации автомобиля в целом.

Для  тахографов  регламентом  предусмотрено  прохождение процедуры подтверждения соответствия. Только  тахограф,  имеющий  сертификат  соответствия  требованиям  Технического регламента Таможенного союза, на законном основании может быть установлен в автомобиль.

Техническим регламентом Таможенного союза допускается иметь  сертификат соответствия национальному Техническому регламенту до окончания срока его  действия, но не позднее чем до 01.07.2016г.

Сертификат  соответствия  национальному  Техническому  регламенту  действителен  в части пересекающихся требований с ТР ТС 018/2011, наличие этого сертификата не освобождает от обязанности подтверждения соответствия в части остальных требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

******************

Важно понимать, что Технический регламент Таможенного союза определяет требования к устройству автомобиля, обеспечивающие безопасность его эксплуатации.  ТР ТС  018/2011  не дает понятия, что такое «тахограф», но определяет, какими  свойствами должно обладать устройство, чтобы  появиться  в  составе транспортного  средства.  Технический регламент также обязывает производить процедуры, связанные с установкой и калибровкой тахографа, в строгом соответствии со своими требованиями.

Поэтому необходимо подробно изучить структуру самого тех.регламента.

Структура требований Технического регламента Таможенного союза
«О безопасности колесных транспортных средств»,
применяемая к тахографам

рис.2

Технический регламент относит тахограф к компонентам  транспортного средства и к объектам  технического  регулирования  (Рис.2).  Соответственно,  все  требования  тех.регламента, касающиеся компонентов транспортного средства, в полном объеме относятся и к тахографу.

Отнесение  тахографа  к  объектам  технического  регулирования  обязывает  учитывать требования Федерального закона «О техническом регулировании».

Отдельно от автомобиля  тахограф объектом технического регулирования не является. Но как только он появляется в составе автотранспортного средства, он становится его компонентом. Другими словами, перевозчик может приобрести абсолютно любой тахограф, а вот установить в автомобиль  –  только  соответствующий  требованиям  ТР  ТС  018/2011,  касающихся  компонентов транспортного средства!

Несмотря  на  то,  что  применение  ГОСТов  на  территории  РФ  –  является  добровольной процедурой и носит рекомендательный характер, если в тексте Технического регламента имеется ссылка  на  применение  ГОСТа,  то  данный  ГОСТ  становится  обязательным.  В  противном  случае устройство не может быть установлено в автотранспортное средство и тахографом не является.

В  ГОСТе  Р  53831-2010,  на  который  ссылается  Технический  регламент,  изложены требования к процедурам установки и эксплуатации тахографа в составе автомобиля (Рис.3). Эти требования предписаны обслуживающим организациям (мастерским) и владельцам транспортных средств.

Структура требований Технического регламента Таможенного союза
«О безопасности колесных транспортных средств»,
применяемая к тахографам
рис.3

В тексте ГОСТа Р 53831-2010 предписано при выполнении установки и  калибровки тахографа проверять соответствие погрешностей измерения времени, пробега и скорости  максимально допустимым значениям.  Для  этого  необходимо применять  требования Федерального Закона «Об обеспечении  единства измерений»  (Рис.3),  где  также  изложены требования  к  самим измерительным устройствам, с помощью которых выполняются вышеперечисленные процедуры.

ГОСТ Р 53831-2010 также указывает на необходимость подтверждения соответствия требованиям по электромагнитной совместимости компонентов транспортного средства  (Рис.3), а именно соответствие  ГОСТу Р 41.10 и/или Правилам ЕЭК  ООН  №10.  Производитель обязан предоставить  на  тахограф сертификат соответствия Правилам ЕЭК ООН  №10  либо  сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 41.10

Подтверждение соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза.

Какие документы перевозчику необходимо запросить у производителя?

Из вышесказанного следует, что перед покупкой тахографа перевозчик должен проверить соответствие тахографа требованиям ТР ТС 018/2011.

Подтверждение соответствия требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011

Сертификат  соответствия  требованиям  Технического  регламента  Таможенного союза  «О  безопасности  колесных  транспортных  средств»  ТР  ТС  018/2011.  Допускается  иметь действующий  сертификат  соответствия  национальному  Техническому  регламенту  до окончания срока его действия, но не позднее чем до 01.07.2016 г.

Сертификат  по  электромагнитной  совместимости  компонентов  транспортного средства, предусмотренный требованиями ТР ТС 018/2011.

Данный  сертификат  имеет  самостоятельное  значение.   С  01.01.2015г.  обязателен  для подтверждения соответствия и не может быть заменен ни одним другим сертификатом, в том числе сертификатом ТР ТС 018/2011.

Допускаются только два вида подтверждения:

–  Предоставление сертификата по европейским единым глобальным требованиям к электромагнитной совместимости, это сертификат утверждения типа по правилам ЕЭК ООН №10;

и/или

–  Предоставление национального сертификата соответствия ГОСТ Р 41.10-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости».

Перевозчик должен убедиться, что модель, указанная в сертификате, и модель, предлагаемая ему для приобретения, идентичны.

Если у производителя по какой-либо причине отсутствуют данные сертификаты соответствия, покупать такой тахограф бессмысленно – легитимным он не является.

Пример подтверждения соответствия требованиям по сертификации производителя тахографа. (тахограф VDO DTCO 3283)

В  тексте  Технического  регламента  Таможенного  союза  «О  безопасности  колесных транспортных  средств»  помимо  требований  по  обязательной  сертификации  предъявляются требования  к  процедурам  установки  и  эксплуатации  тахографа  в  составе  автомобиля.  Эти требования изложены в ГОСТе Р 53831-2010:

–  Требование  по  измерению  характеристического  коэффициента  транспортного  средства (W) при проведении процедуры калибровки и документального оформления этой процедуры;
–  Требование  по  обязательному  определению  погрешностей  измерения  физических величин времени, пробега и скорости;
–  Требование по  опломбированию мест доступа к соединениям линий связи, передающих входные сигналы тахографа.

Вышеперечисленные требования находятся в зоне ответственности владельца автотранспортного средства, однако реализацией их занимается производитель и мастерская. Подобное  распределение  ответственности часто служит почвой  для недобросовестного выполнения  требований  ТР  ТС  018/2011  к  процедурам  установки  и  эксплуатации  контрольного прибора.

Например, производитель сообщает о соответствии  своей  модели  тахографа  всем требованиям  законодательства  на  основании  того,  что  тахограф  имеет  сертификат  соответствия требованиям  регламента.  При  этом  умалчивается о возможности выполнения  обязательных требований тех.регламента, связанных с установкой и эксплуатацией тахографа.  Умалчивается это специально, потому что ответственность за данные процедуры лежит на владельце транспортного средства и частично на сервисной организации (мастерской).

В то время как перевозчик будет нести ответственность (платить штрафы, покупать новый тахограф, и т.п.) за нелигитимный прибор в составе автотранспортного средства, производитель от этих обязательств освобожден!

Перед покупкой тахографа перевозчик обязательно должен запросить у производителя или поставщика:

  • Информацию о том, соответствуют ли процедуры: обслуживания, калибровки и установки тахографа в автомобиль требованиям ТР ТС 018/2011;
  • Информацию о том, чем измеряются:
    – Коэффициент W;
    – Погрешности времени, пробега, скорости;
  • Свидетельство об утверждении типа средства измерения на оборудование для измерения погрешностей.

Производитель  или  поставщик  тахографа  обязан  предоставить  необходимую документацию  и  дать  официальный  ответ  о  проведении  процедур  обслуживания,  калибровки, установки прибора, а также об измерении предусмотренных законодательством величин.

В случае отказа предоставления этой информации либо сообщения об
отсутствии необходимости применения подобного оборудования – тахограф
покупать нельзя! Легитимным он не является!

Сертификация тахографа для автомобилей, перевозящих опасные грузы.

Для  автомобилей,  осуществляющих  перевозку  опасных  грузов,  допускается установка только тех тахографов, которые прошли процедуру на соответствие требованиям ДОПОГ и имеют подтверждающие сертификаты.

Для тахографов в составе автомобилей, перевозящих опасные грузы, требованиями ДОПОГ 9.2.2.5 и Постановлением Правительства РФ от  15.04.2011 №272 (ред.  30.12.2011)  “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом”  (ДОПОГ приложение В, ГОСТ Р МЭК 60079-0-2011г.) предусмотрена процедура подтверждения соответствия.

В связи с тем, что  тахограф относится к приборам  с неотключаемым электропитанием при выключенном  зажигании,  важно  наличие  не  какого-либо  сертификата  для  работы  в  опасных средах,  а  конкретно предусмотренного  правилами  ДОПОГ  для  приборов  неотключаемых  при выключении зажигания. Сертификация должна быть проведена по классу IIC T6, где тахографу как прибору,  отнесенному  к  определенной зоне,  соответствует  именно  буква  «С»  в  маркировке сертификата.

Продавец тахографа может предоставить сертификат соответствия, но вместо «С» в нем будет стоять другая маркировка: такой сертификат неприменим по отношению к тахографу! Требованиями  ДОПОГ  предусматривается  отдельное  питание  с  целью  обеспечения необходимой  степени  взрывозащиты.  Электропитание  тахографа  должно  соответствовать номиналу  бортовой  сети,  это  обеспечивает  необходимый температурный  режим,  который невозможно выдержать при применении универсального питания.

Пример подтверждения соответствия для установки в автотранспорт,
перевозящий опасные грузы.
(Тахограф VDO DTCO 3283)

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *