Время работы: Пн. - Сб. 09:00 - 18:00
 Основная проблема – лицензирование

Основная проблема – лицензирование

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАХОГРАФОВ, ОСНАЩЕННЫХ БЛОКАМИ СКЗИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.

Приказ Минтранса России № 36 до сих пор вызывает много вопросов у представителей транспортного сообщества – владельцев автомастерских, представителей компаний-перевозчиков, водителей транспортных средств. Основная часть из них касается установки и эксплуатации тахографов, оснащенных средствами криптографической защиты информации (блоками СКЗИ). К сожалению, многие до сих пор не понимают, для чего в принципе нужна криптозащита этих приборов.

Как известно, «ахиллесовой пятой» аналоговых тахографов всегда была проблема защиты информации. Информация в них записывалась на так называемую шайбу – бумажный диск, который было очень легко подделать или подменить. И сегодня в странах Евросоюза, и ряде других государств используются более совершенные цифровые тахографы, усложняющие возможность корректировки данных.

Тем не менее время показало, что и в России, и в странах Восточной Европы достаточно умельцев, способных «подкорректировать» информацию даже на защищенных цифровых носителях. Поэтому и было принято решение об оснащении тахографов, применяемых в нашей стране, блоками СКЗИ. Эффективность их защиты – на порядок выше, и тех криптографических алгоритмов, которые сегодня используются в блоках СКЗИ, вполне достаточно, чтобы надежно сохранить информацию в некорректированном виде. По крайней мере, до настоящего времени попыток взлома тахографов с криптозащитой не зафиксировано.

Однако много сложностей возникает при работе с картами тахографического контроля. Сегодня существует четыре типа карт: карта водителя; карта предприятия, позволяющая снимать информацию с тахографа (эта процедура должна осуществляться один раз в 28 дней); карта проверяющего – для инспекции на дороге; карта мастерской – для активации блоков СКЗИ и калибровки тахографа (информация о том, какая именно организация делала калибровку, хранится в блоке и в ФБУ «Росавтотранс»).

Срок действия карт – три года, за исключением карты мастерской, которая действительна всего один год. Возникает вопрос: почему? В результате у мастерских, год назад внесенных в реестр и получивших карточки, уже возникли непредвиденные сложности.

Сегодня организация должна предоставить каждому водителю персональную карту для тахографа. Срок выдачи таких карт превышает 45 дней, а цена одной карты – около 3 тыс. руб.

Здесь возникает сразу несколько вопросов: что делать водителю, 1,5 месяца ожидающему получения карточки, и что делать организации с карточкой водителя, если он увольняется?

Ведьсогласно Приказу № 36 карта, как и тахографс блоком СКЗИ в целом, является собственностью работодателя и находится на балансе организации. При этом, чтобы эксплуатировать карту и тахограф, автотранспортному предприятию лицензия не нужна, а чтобы передать ее увольняющемуся водителю, предприятию необходимо получить специальную лицензию, так как процесс передачи средств криптозащиты (а карта является таковым) – деятельность лицензируемая!

Еще один нерешенный вопрос – утилизация блока СКЗИ.

Срок его службы составляет три года, но как его утилизировать, пока нигде не прописано. Правда, до трехлетнего срока эксплуатации блоков СКЗИ в России еще далеко, а вот лицензии предприятиям необходимы уже сегодня.

Между тем, чтобы получить лицензию, помимо оборудования, указанного в приказе, юридическое лицо должно иметь в штате двух сотрудников с высшим профессиональным образованием по направлению «информационная безопасность». Либо эти сотрудники должны пройти профессиональную переподготовку по криптографии в объеме не менее 500 часов. Причем чаще всего для получения лицензии этого оказывается недостаточно, так как такие специалисты должны иметь стаж соответствующей деятельности – не менее трех лет.И вот здесь-то и возникает основная проблема: опытные специалисты нарасхват и наперечет, а молодым набираться опыта практически негде…

Центр исследования безопасности информационных технологий (ЦИ-БИТ) – консалтинговая компания, накопившая богатый опыт экспертизы и помогающая организациям соответствовать требованиям законодательства в области информационной безопасности.

Мы оказываем услуги по подготовке к получению лицензий в области использования шифровальных (криптографических) средств, в том числе помогаем дистанционно обучить персонал по специальности «информационная безопасность». Наши специалисты готовы оказать содействие в решении этих и других проблем, связанных с использованием тахографов с СКЗИ.

P.S. Успейте пройти обучение сейчас! Готовятся поправки в законодательство РФ, которые ограничат форму дистанционного обучения по криптографии.

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *